Новости

18.09.2017

Почему все сюжеты похожи друг на друга

Источник статьи: https://newtonew.com/culture/pochemu-vse-syuzhety-pohozhi-drug-na-druga

Как труд по анализу мифологии стал одной из самых важных книг прошлого века, что общего между Одиссеем и Люком Скайуокером, как проверить алгеброй гармонию и почему все истории так похожи друг на друга.

Как ни странно, одной из самых влиятельных книг XX века оказалась работа по сравнительной мифологии — той дисциплине, которой нечасто уделяет внимание широкая публика. Это «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла, вышедший в ИД «Питер», — книга, которой вдохновлялся Джордж Лукас при создании «Звёздных войн». И это лишь самый известный, но далеко не единственный пример. Влияние книги Кэмпбелла можно проследить во множестве фильмов, романов и даже компьютерных игр.

В своей работе учёный показал, что ключевые мифы во всех религиях и культурах устроены приблизительно одинаково. 

Будто бы человечество раз за разом рассказывает себе одну и ту же историю: персонажи и декорации меняются, но суть остаётся той же. Герой покидает привычную среду, сталкивается с испытаниями, преодолевает их, получает некоторое вознаграждение и возвращается назад преображённым. Этот костяк поддерживает сотни историй, которые мгновенно захватывают наше воображение. 

image_image
Кадр из к/ф «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда».
(источник: inverse.com)

 

Тысячеликий герой» был написан в 1949 году. До этого Джозеф Кэмпбелл успел составить комментарий к «Поминкам по Финнегану» Джеймса Джойса, изучал индийскую мифологию и познакомился с работами индолога Генриха Циммера, который научил его смотреть на мифы как на хранилище вневременных истин о человеческой природе. 

На Кэмпбелла очень сильно повлиял подход Карла Юнга к анализу бессознательного. Юнг обнаружил, что сны его пациентов во многом напоминают мифические сюжеты, и предположил, что их источником является «коллективное бессознательное». Образы и драматические коллизии, которые разыгрываются в воображении человечества на протяжении тысячелетий, имеют под собой общую психологическую основу. 

В сновидениях и мифах человек входит в контакт с глубокими импульсами, которые руководят его жизнью, и делает их видимыми для сознания. 

Мифология — это не пережиток древних эпох, которые ничего не знали об окружающем мире и пытались сделать его понятным, прибегая к наивным и глупым историям. Не стоит воспринимать библейский миф о творении мира или индийскую историю о Пуруше как примитивную и ошибочную науку: это не объяснение природных закономерностей, а попытка найти своё место в мире, понять и осознать человеческую судьбу. 

С этой точки зрения история Люка Скайуокера не слишком отличается от истории Одиссея или Иисуса Христа. Разница лишь в том, что мифы были моделью мышления и действий человека, а сегодняшние истории легко забываются и бесконечно сменяют друг друга.

Как утверждает Кэмпбелл, миф — это «не что иное, как символическое выражение бессознательных желаний, страхов и конфликтов, лежащих в основании сознательных моделей человеческого поведения. Другими словами, мифология есть психология, ошибочно прочитанная как биография, история и космология».

image_image
Кадр из мультфильма о Прометее (1971 г.)
(источник: multtorrent.my1.ru)

 

Схема путешествия героя содержит в себе три базовых элемента: Исход — Инициация — Возвращение. Так получила свою формулировку «теория мономифа». Мономиф — это структура любой истории, которую можно рассказать о каждом из нас, обо всех, кто жил, и когда-либо будет жить. Ритуалы и мифологические сюжеты в большинстве известных нам культур устроены именно таким образом — это схема прошла проверку тысячелетиями. В самом общем виде Кэмпбелл описывает её так:

«Герой отваживается отправиться из мира повседневности в область удивительного и сверхъестественного: там он встречается с фантастическими силами и одерживает решающую победу: из этого исполненного таинств приключения герой возвращается наделенным способностью нести благо своим соплеменникам». 

История Будды, который обретает просветление под Деревом Бо, история Прометея, который похищает небесный огонь, чтобы отдать его людям, вписывается в эту схему с тем же успехом, что и история девочки Дороти из «Волшебника страны Оз» или сага об Индиане Джонсе. Даже Даша-путешественница из детского мультфильма после прочтения книги Кэмпбелла легко впишется в концепцию мономифа и будет навевать размышления о вечном возвращении того же самого.

Спустя десятилетия после выхода на книгу «Тысячеликий герой» обратили внимание в Голливуде.

 

Кристофер Воглер работал консультантам по вопросам сценария в Disney Company, когда в студии создавались такие шедевры как «Русалочка», «Красавица и чудовище» и «Король лев». Ещё до этого он случайно познакомился с книгой Джозефа Кэмпбелла — и это изменило не только его мышление, но и всю жизнь. 

В своём бестселлере «Путешествие писателя» Воглер признаётся: «Его труд стал для меня вспышкой, внезапно озарившей ночной пейзаж. [...] Мы, поклонники Кэмпбелла, объединились в нечто вроде тайного религиозного общества, вместе вознося хвалу всесильному мифу».

image_image
Кадр из мультипликационного фильма «Король Лев».
(источник: film.ru)

 

Казалось, что в своей книге Кэмпбеллу удалось обнаружить мощные законы повествования, которые интуитивно чувствует любой сочинитель. Даже тот, кто совершенно не знаком с мировой мифологией, будет выстраивать свою историю по схеме мономифа. Именно так мы пытаемся осмыслить свою жизнь — как череду испытаний и обретений, их которых мы выходим преображёнными.

Попав в студию Уолта Диснея, Кристофер Воглер составил семистраничный «Практический комментарий к “Тысячеликому герою”», в котором иллюстрировал сюжетную схему мономифа при помощи современных кинофильмов. Пособие предназначалось для сценаристов и вскоре стало приобретать популярность. Воглер несколько изменил схему Кэмпбелла, чтобы сделать её более наглядной и приспособить к потребностям киноиндустрии. В его интерпретации она стала выглядеть следующим образом: 

1. Герой предстает перед нами в обыденном мире. 
2. Привычный уклад жизни героя нарушает зов к странствиям. 
3. Герой пребывает в нерешительности и пытается противостоять зову. 
4. Но в этот момент на сцене появляется наставник. 
5. Воодушевленный его поддержкой, герой переступает первый порог и входит в особенный мир. 
6. Здесь он сталкивается с испытаниями, приобретает союзников и врагов. 
7. Герой приближается к сокрытой пещере и преодолевает второй порог. 
8. Наступает момент главного испытания. 
9. Одержав победу, герой получает награду. 
10. На обратном пути в обыденный мир его преследуют враждеб­ные силы. 
11. Герой преодолевает третий порог и переживает возрождение. Полученный опыт изменяет его. 
12. Герой возвращается в обыденный мир с эликсиром, наградой или сокровищем.

image_image
Иллюстрация к мультипликационному фильму «Даша-путешественница».
(источник: amazon.com)

Книга «Путешествие писателя», написанная Воглером, стала одним из самых популярных пособий для начинающих сценаристов. Идеи Кэмпбелла теперь изучают в сценарных и писательских мастерских по всему миру; его влияние обнаруживают во многих литературных произведениях, начиная от «Гарри Поттера», и в компьютерных играх — к примеру, в квесте «The Longest Journey», созданном Рагнаром Торнквистом. 

В недавнем баттле, собравшем на YouTube более 22 млн просмотров, рэпер Oxxxymiron пересказал содержание книги Кэмпбелла — чем, возможно, обеспечил себе поражение. Впрочем, Оксимирон в своё время специализировался на средневековой литературе, поэтому его знакомство с «Тысячеликим героем» не вызывает удивления. Интересно только, что книга вновь и вновь входит в общественное сознание — на этот раз через уста рэп-исполнителей и сюжеты популярных квестов.

Но главная заслуга Кэмпбелла вовсе не в том, что он облегчил работу голливудским сценаристам. 

В мифологических историях ему удалось найти путь, при помощи которого человечество осмысляло своё место на Земле. Любой герой должен столкнуться с хаосом, с чем-то неведомым, ужасающим и опасным — с чем-то, что разрушает его самость. Герой осознаёт, что его «я» ничего не стоит: наступает символическая смерть. Затем он переживает новое рождение, соединяясь с некой универсальной сущностью. Он понимает, что зло и опасность были лишь одной стороной этой сущности, имя которой он назвать не может. 

Миф — это не просто история. Это способ, при помощи которого человек растёт над самим собой — способ трансформации личности, её «путь к блаженству», если воспользоваться названием другой известной книги учёного.

Как пишет Кэмпбелл, в любой действительно великой истории слышен «вызывающе настойчивый намек на то, что неизведанное, где-то ждущее нас, много больше, чем когда-либо можно будет познать и поведать». Возможно, именно поэтому мы рассказываем себе эти истории снова и снова.

 

Оригинал статьи: https://newtonew.com/culture/pochemu-vse-syuzhety-pohozhi-drug-na-druga


Комментарии: 0

Пока нет комментариев


Оставить комментарий






CAPTCHAОбновить изображение

Наберите текст, изображённый на картинке

Все поля обязательны к заполнению.

Перед публикацией комментарии проходят модерацию.