Новости

25.11.2019

«Дерзкие девчонки: занимательная история России» (часть 4)

Белла Ахмадулина

Изабелла Ахмадулина родилась за несколько лет до начала Второй мировой войны в благополучной семье партийных работников. В то время шла гражданская война в Испании, советские добровольцы сражались там на стороне повстанцев, всё испанское в СССР было в моде, поэтому и девочку назвали так. Уже повзрослев, девушка сократила своё имя и стала представляться Беллой.

Ещё в школе она начала писать стихи, а любимым предметом будущей поэтессы была литература. Свои первые стихи она опубликовала в 10 классе. По настоянию родителей девушка пыталась поступить на факультет журналистики, провалилась, но не расстроилась. Ведь она мечтала о Литературном институте. Пришлось пойти работать в газеты и только потом снова штурмовать вожделенный вуз, при поступлении куда она читала стихи собственного сочинения. Белла с успехом окончила обучение, но потом писала: «Если меня чему-то и научил Литературный институт, то это тому, как не надо писать и как не надо жить». 

В институте девушка познакомилась с одним из самых известных поэтов того времени Евгением Евтушенко и вышла за него замуж, но брак вскоре распался. Вторым мужем Беллы стал писатель Юрий Нагибин, с которым они прожили почти десять лет.

Самую большую популярность творчество Ахмадулиной обрело в период «оттепели», да и стало возможным только благодаря ей. Первый сборник стихов поэтессы вышел, когда ей было всего двадцать пять лет, и получил очень высокую оценку как со стороны мэтров, так и со стороны читателей. Её стихи привлекали своей необычностью и искренностью. Поэты того времени были властителями мыслей своего поколения, собирали многотысячные аудитории и пользовались всеобщим почитанием. Самыми популярными стали четыре поэта-шестидесятника, среди которых была и Ахмадулина. Современники ставили её имя в один ряд с именами Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, с последней поэтесса ощущала особую душевную близость. «Сейчас вы услышите лучшее, что есть в русском языке, — Беллу Ахмадулину», — говорил Иосиф Бродский своим американским студентам.

В конце «оттепели» сборник стихов поэтессы вышел в Германии и сильно усложнил её жизнь, ведь в СССР начался период застоя. Она выпускала сборник за сборником, но о прежней популярности не приходилось и мечтать. В то же время поэтесса развелась со своим вторым мужем и взяла на воспитание приёмную дочь Анну. Завела недолгий роман с сыном балкарского писателя и родила дочь Елизавету.   Лишь последний брак с театральным художником Борисом Мессерером продлился до конца её жизни. В последние годы поэтесса тяжело болела, почти ничего не видела и не писала.

Умерла она в восемьдесят три года на даче под Москвой, но её творчество до сих пор живёт не только в книгах, но и в музыке, фильмах и сердцах людей. Песня на слова одного из самых известных её стихотворений «По улице моей» звучит в культовом советском фильме «Ирония судьбы», в другом известном фильме — «Жестокий романс» — героиня исполняет романс на слова Беллы Ахмадулиной «А напоследок я скажу».

 

 

Вера Комиссаржевская

Маленькая Вера была одной из трёх дочерей в семье известного оперного певца Фёдора Комиссаржевского. Девочка обладала очень красивым голосом, и отец готовил её к оперной карьере, но этим планам не суждено было сбыться. Родители Веры расстались, её отец переехал в Москву.

В девятнадцать лет Вера вышла замуж, но счастье было недолгим. Расставание с мужем и уход отца оказались настолько болезненными для девушки, что она попала в психиатрическую клинику, а потом долго лечила нервы вдали от столицы.

Именно там, на водах, она познакомилась с офицером Сергеем Зилоти, страстно увлечённым театром. Он заразил этой страстью и пылкую Комиссаржевскую. Вера начала брать уроки актёрского мастерства и в двадцать пять лет дебютировала в одном из любительских спектаклей, поставленных Сергеем.

Через два года она вышла на сцену в Москве с ролью в постановке Константина Станиславского комедии Льва Толстого. Авторитетный критик писал: «Никто и никогда не видел такого образцового исполнения у любителей». Вера поняла, что увлечение превращается в дело жизни.

Отец устроил девушку на постоянную работу в театр Новочеркасска, где она исполняла роли простушек. Затем она перебралась в Вильно, и там ей стали доверять более серьёзные роли.

В тридцать два года актриса получила приглашение в столичный Александрийский театр. Именно там к ней пришёл успех, а настоящую славу Вере принесло исполнение роли в пьесе «Чайка». Сам Чехов считал её работу лучшей!

В те времена работа в Императорском театре была для актёров венцом карьеры. Но Вере Комиссаржевской было мало видимого успеха, она хотела развития. И уже через шесть лет она решила создать новый театр — с другим репертуаром и другими зрителями. Её театр открылся в Петербурге в начале XX века. Кроме классики, на его сцене ставили спектакли современных авторов. Сводный брат Веры Фёдор был успешным режиссёром и много сделал для её театра. Однако война с Японией и Первая русская революция помешали успеху театральных начинаний Комиссаржевской, и она отправилась в заграничное турне.

В Америке её встретили противоречиво — кто-то из журналистов писал, что надо идти «учиться в русский театр», кто-то удивлялся: «Что это за актриса, которая ходит в простых платьях, не надевает бриллиантов и играет в простой постановке?» На родину труппа возвращалась через Дальний Восток, где актрису встретили восторженно. «Побольше таких женщин в жизни — и мир будет счастлив», — печатали местные газеты.

Вернувшись в Петербург, Вера загорелась новой идеей: открыть театральную школу и готовить там актёров будущего. Но для этого нужны были деньги, и актриса отправилась в Ташкент на гастроли, где заразилась оспой и умерла, не дожив до пятидесяти лет. Проводить актрису в последний путь пришли тысячи петербуржцев, превратив шествие в целый парад, что редко случалось в столице.

Фёдор открыл в Москве театр имени Веры Комиссаржевской, продолжал успешно работать и при советской власти, однако затем эмигрировал и сделал блестящую режиссёрскую карьеру сначала в Англии, а затем в Америке.

В Петербурге один из театров до сих пор носит имя великой актрисы. В других городах России память о Вере Комиссаржевской также увековечена в названиях улиц и театров.

 

 

Марина Раскова

В начале ХХ века в Москве в семье оперного певца и школьной учительницы родилась девочка Марина. Папа погиб, когда девочка только пошла в первый класс. Чтобы продолжить дело отца, малышка ходила на занятия в музыкальную школу при Московской консерватории. Однако её музыкальной карьере не суждено было сбыться. После школы юная Марина устроилась работать, в семнадцать лет вышла замуж за инженера Раскова, родила дочь. А в девятнадцать перешла на работу в аэронавигационную лабораторию и поступила на заочное отделение Ленинградского авиационного учебного комбината.  

Девушка увлеклась романтикой авиации и уже через пару лет делала аэрофотосъёмку для организации перелётов между Одессой и Батуми. Она стала инструктором в Воздушной академии, а вскоре и первой женщиной-штурманом в стране. Затем она окончила школу лётчиков и в двадцать три года стала уникальным профессионалом, владеющим сразу двумя специальностями.

Уже в двадцать пять лет Марина была старшим лейтенантом госбезопасности и имела звание «Заслуженный работник НКВД». А ещё она установила целых два мировых рекорда по дальности полёта, один из которых был совершён на гидросамолёте. Вскоре лётчица поступила на службу в особое подразделение Красной армии, где организовывала воздушные парады на Первое мая, что было весьма непростым делом.

Но в историю мировой авиации Марина Раскова вошла как штурман, совершивший первый беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток. Экипаж в составе Расковой и двух других лётчиц за двадцать шесть с половиной часов пролетел шесть с половиной тысяч километров, поставив таким образом очередной мировой рекорд. На самом подлёте к аэродрому в Комсомольске-на-Амуре экипажу не хватило топлива, и первый пилот приняла решение сажать самолёт в тайге с убранным шасси. При таких посадках кабина штурмана находится под угрозой, и Марина получила приказ прыгать с парашютом. К тому моменту как её нашли, девушка провела в тайге целые десять суток, имея в запасе только две плитки шоколада и пару мятных лепёшек. Все члены экипажа стали первыми женщинами, получившими звания Героев Советского Союза.

После начала Второй мировой войны лётчица предложила создать женские авиационные части, и под её руководством было сформировано три авиационных полка: истребительный, бомбардировочный и ночной бомбардировочный. Майор Марина Раскова возглавила второй из них.

В ходе перебазирования полка для участия в Сталинградской битве самолёт лётчицы разбился, Марина погибла, но её дело продолжало жить до конца войны.

Самым известным стал ночной бомбардировочный полк, который до окончания войны оставался исключительно женским. Лётчицы пользовались учебными самолётами У-2 — лёгкими деревянными бипланами с двумя открытыми кабинами, не имевшими даже радиосвязи. Немцы прозвали девушек «ночными ведьмами». «Ведьмы» участвовали в обороне Севастополя и Владикавказа, в боях на Таманском полуострове и за освобождение Новороссийска, Крыма, Белоруссии, Польши, Восточной Пруссии. За всю войну женский полк ни разу не выводился в тыл. После победы все двадцать три девушки получили звания Героев Советского Союза.

 

 

Паша Ангелина

В 1912 году в многодетной семье батрака-грека на Донбассе родилась девочка Прасковья, все её называли Паша. Все восемь детей с малых лет начинали работать, чтобы помочь родителям. Уже в пять лет Паша была пастушкой, а в двенадцать устроилась на шахту. Но когда девочка впервые увидела трактор, у неё появилась мечта — стать трактористкой. Родители были решительно против, ведь эта профессия тогда была исключительно мужским делом. Девочка настояла на своём, в семнадцать лет окончила курсы трактористов и устроилась на работу. В восемнадцать лет Паша усыновила своего племянника, оставшегося без родителей.

Ещё через четыре года Паша Ангелина организовала первую в СССР женскую бригаду и стала настоящим героем своего времени. В первый же сезон бригада намного превысила план. Девушки стали хорошо зарабатывать и могли достойно содержать свои семьи.

Молодая трактористка быстро превратилась в звезду, не уступавшую по популярности знаменитым киноактрисам. Её открытое улыбающееся лицо смотрело с плакатов, журнальных обложек, газетных страниц. Уже в двадцать три года Ангелина получила свой первый орден. Братья и сёстры Паши по её примеру тоже стали трактористами.

Потом девушка вышла замуж. Ещё через пару лет она вступила в коммунистическую партию и активно занялась депутатской деятельностью. Она прогремела на всю страну с призывом: «Сто тысяч подруг — на трактор!» Девушек откликнулось в два раза больше, всем им предстояло освоить новую технику и заменить у руля мужчин.

Всю свою жизнь Паша тянулась к знаниям. Экстерном сдала экзамены за десятилетку, окончила Московскую сельскохозяйственную академию. Всё своё свободное время она посвящала чтению, постоянно привозила новые книги из Москвы, собрала хорошую библиотеку, выписывала газеты и журналы.

После начала Второй мировой войны муж Паши ушёл на фронт, а сама она вместе с бригадой и двумя составами техники была эвакуирована в Казахстан. Всю войну девушки работали, посылали деньги на строительство танков, отправляли на фронт сотни пудов хлеба.

После победы бригада вернулась на Донбасс и распалась. Новая команда трактористки была исключительно мужской, но безоговорочно признававшей авторитет «тёти Паши». Муж Ангелиной, вернувшись с фронта, стал много пить, и пара развелась. Все четверо детей остались с матерью и взяли её фамилию. Замуж она больше не вышла, отдав все свои душевные силы воспитанию детей.

Паше предлагали возглавить колхоз, но она отказалась, а детям говорила: «Держаться надо за землю. Трактор низенький, ниже не упадешь». Её бригада продолжала ставить рекорды, сумев вырастить урожай даже в засушливый год. Однако Паша подорвала здоровье из-за постоянной работы с машинным маслом, операция не помогла, и народная героиня скончалась. Похоронили её на родине, где в её честь установлен бюст, названа её именем улица и в память о ней создан музей.

 

 

Наталья Нарочницкая

Через несколько лет после окончания Второй мировой войны в семье известного семейного историка и его неординарной студентки родилась девочка Наталья. Интеллигентная семья жила скромно, в коммуналке, и только когда девочке исполнилось десять лет, семья переехала в отдельную квартиру. Вспоминают, что это был «живущий полной жизнью дом с детским шумом, широким застольем и частыми гостями».

Алексей Нарочницкий, отец Наташи, был очень образованным человеком, говорившим и читавшим на нескольких языках. Он постоянно размышлял о роли России в мировой политике, уделял много времени проблеме национального самосознания. Он старался передать свои ценности дочери. Отец серьёзно переживал, что его могут арестовать, а «Наташеньку сдадут в детский дом». Только смерть Сталина избавила его от этого страха.

Образование Наташи началось в семье под руководством гувернантки, которая общалась с ней исключительно на немецком языке. Девочка с отличием окончила немецкую спецшколу, выучилась игре на фортепиано. Кроме немецкого, Нарочницкая выучила ещё три иностранных языка. Поступила в Московский государственный институт международных отношений и осталась работать в науке. Защитила кандидатскую диссертацию. Несколько лет до «перестройки» Наталья проработала в Нью-Йорке в секретариате Организации Объединённых Наций.

Вернувшись домой, Нарочницкая занялась общественной деятельностью, приняла активное участие в организации первых Всемирных русских народных сборов, стала соавтором «Акта о единстве русского народа», который объявил русских разделённым народом, имеющим право на воссоединение. В пятьдесят четыре года защитила докторскую диссертацию на тему: «Россия в идейных и геополитических проектах мировой истории». Ещё через год была избрана в Государственную думу от партии «Родина» и заняла должность председателя комитета по международным делам. Затем основала и возглавила Фонд исторической перспективы, который ставит своей целью анализ проблем современного и будущего развития нашей страны в неразрывной связи с сохранением её исторической памяти и укреплением русского национального самосознания. Фонд занимается множеством исследовательских проектов на Балканах, в Восточной и Центральной Европе, сохранением исторической памяти о роли России в Первой мировой войне, проблемами преподавания истории нашей страны в бывших советских республиках.

Через несколько лет после открытия Фонда Наталья возглавила Институт демократии и сотрудничества, расположенный в Париже, но финансируемый из России. 

Наталья Нарочницкая — автор огромного количества научных и аналитических разработок по российской внешней политике и проблемам национального самосознания. Она поддерживает деловые контакты с европейскими единомышленниками, выступающими против глобализации и за сохранение государствами Европы своей самобытности. Наталья — обладатель множества наград и премий, в том числе премией общественного признания достижений женщин «Олимпия», российским орденом Почёта, орденом Александра Невского и даже сербской золотой медалью «За заслуги».

 

 

Александра Коллонтай

В Петербурге во второй половине XIX века в семье полковника генерального штаба и дочери финского лесопромышленника родилась девочка Александра. По обычаям лучших домов того времени девочка получила домашнее образование под руководством гувернантки-англичанки и легко говорила на трёх иностранных языках. Уже в шестнадцать лет Александра сдала экзамен на звание народной учительницы. Через пять лет она вышла замуж за Владимира Коллонтая и родила ему сына.

Вместе с думающей молодёжью того времени молодая мать увлеклась идеями революции, а когда сыну было всего шесть лет, она покинула семью и уехала за границу. «Я хотела быть свободной», — писала она, а «маленькие хозяйственные и домашние заботы» мешали ей заниматься делом. Александра сначала посещала занятия в университете Цюриха, потом отправилась в Англию изучать английское рабочее движение. Там она осваивала книги Маркса и знакомилась с русскими революционерами. Главным её увлечением стала борьба за равноправие женщин. Она писала в дневнике: «Необходимо широко распахнуть перед женщиной врата полноценной жизни. Нужно закалить её сердце и волю».

Во время Первой русской революции Александра занималась агитацией среди женщин и познакомилась с Лениным. Когда революция закончилась, Коллонтай вновь уехала из России, жила в Германии, Швеции, Норвегии, где не прекращала политическую деятельность. В конце концов Александра вступила в партию большевиков и по её поручению совершила поездку в США. Всего за один год она объехала с лекциями 123 города. Американская пресса писала: «Коллонтай зажгла всех своим воодушевляющим пафосом, своей неуёмной энергией, своей беспредельной страстностью. Когда она умолкает, раздаются такие бурные аплодисменты, что, кажется, рухнет сам царский трон».

После Февральской революции Александра вернулась в Россию и была избрана в состав Петроградского совета. Она одной из первых поддержала Ленина, выдвинувшего план захвата власти. Противники смеялись: «Что там Ленин не болтай, с ним одна лишь Коллонтай». Был момент, когда Александру посадили в тюрьму, но вскоре отпустили, и она приняла участие в подготовке Октябрьской революции.

После захвата власти большевиками она была назначена народным комиссаром государственного призрения, бывшего ведомства Марии Фёдоровны. На этом посту Александра внесла проект декрета, который позволил упросить процедуры брака и развода, выступала против применения смертной казни, за прекращение «красного террора». Она принимала активное участие в «рабочей оппозиции», выступавшей против подчинения профсоюзов партийным органам, и вместе с ней подверглась осуждению на съезде партии. После чего попросила руководство направить её на дипломатическую работу.

Коллонтай стала первой советской женщиной-дипломатом и на протяжении двадцати с лишним лет представляла интересы нашей страны в Норвегии, Мексике, Швеции. Оттуда, наблюдая за происходившим в стране, она с грустью писала: «Мы проиграли, идеи рухнули… жизнь стала не лучше, а хуже. Мировой революции нет и не будет. А если бы и была, то принесла бы неисчислимые беды человечеству».

В конце своей жизни Александра была отозвана со службы и назначена на должность почётного советника Министерства иностранных дел.

 


Комментарии: 0

Пока нет комментариев


Оставить комментарий






CAPTCHAОбновить изображение

Наберите текст, изображённый на картинке

Все поля обязательны к заполнению.

Перед публикацией комментарии проходят модерацию.