Новости

18.10.2016

17 октября в магазине «Буквоед» состоялась презентация книги Владимира Корнилова «Донецко-Криворожская республика. Расстрелянная мечта»

Владимир Корнилов дал интервью Федеральному агентству новостей и рассказал о книге и своем отношении к ситуации на Украине

Прозорливые историки часто обладают пугающей способностью предсказаний. Особенно не по себе становится, когда эти предсказания сбываются у всех на глазах. В 2011 году донецкий историк Владимир Корнилов опубликовал книгу «Донецко-Криворожская республика», которая страшно возмутила украинских националистов: в ней подробно описывалось, как эти территории были насильно притянуты к Украине и что может из этого получиться в будущем. Описанное историком будущее ждать себя не заставило: Донбасс вновь проявил свой мятежный дух. В день презентации первого российского издания книги «Донецко-Криворожская республика: Расстрелянная мечта» в Санкт-Петербурге писатель дал интервью Федеральному агентству новостей и рассказал, какой «хрустальный шар» помогает историкам предугадывать политические конфликты и войны.

— Владимир Владимирович, ваша книга издается второй раз, но уже в совершенно новом историческом контексте. Что-то изменили в ней после событий в Донбассе?

— Издание чуть обновлено, чуть актуализировано, но в основном это повторение тех документов, цифр, дат и данных, которые я приводил в 2011 году. Та книга была написана исключительно для украинской аудитории без распространения по России. Новое издание для российских читателей. Я не разделяю аудиторию: исторические документы для любого читателя остаются одними и теми же — фактами, цифрами и датами. Конечно же в эту книгу, так как произошли изменения в Донецкой и Луганской республиках, я вставил несколько дополнений, связанных с актуализацией темы. Появилось короткое предисловие, где я объяснил, что если в 2011 году мой труд воспринимался исключительно как далекая забытая история, то теперь мы видим, что эта тема не просто актуальная — она кричащая.

— Такое ощущение, что вы как будто не удивились, когда стали сбываться ваши выводы из книги…?

— Я предупредил об этих событиях заранее и покинул Украину в 2013 году, до майданов и войны. Да, я понимал и знал, что рано или поздно этим закончится, если Украину будут развивать как унитарный проект. В 1991 году мы (вместе с братом Дмитрием Корниловым в Интердвижении Донбасса — прим. ФАН) выпустили в Донецке листовку, призывая голосовать против Незалежной Украины и за сохранение в Союзе, и описали, что ждет унитарную Украину при выходе из СССР: развал экономики, рост национализма, стремление вступить в НАТО, возрождение бандеровщины, гражданская война. Скажите, что из этого не сбылось? Тогда многим казалось, что мы алармисты, что мы утрируем, что никогда бандеровщина не возродится, что никогда в НАТО мы не пойдем... Тем более невозможно было представить в 1991 году, что мирная спокойная Украина будет ареной войны.

Понимали, что мы разные во Львове, Донецке, Крыме, Киеве, Одессе, говорим на разных языках, ходим в разные церкви, у нас разные исторические идеалы, разные воззрения на будущее, с Россией или против нее. Все эти годы я призывал украинские элиты, которые менялись одна за другой: пожалуйста, давайте переходить на федеративное, а лучше на конфедеративное устройство. Нас обвиняли в сепаратизме и в чем угодно еще, а я всегда объяснял, что и это не панацея: если Украина станет федеративной, это не значит, что она будет сохранена и спасена. Может быть, она все равно развалится. Но это единственный способ, которым ее можно либо сохранить в границах до 2013 года, либо мирно «разводиться», как это сделала Чехословакия — без войн и крови. Нас не послушали, и мы видим, что теперь Украина «разводится», но уже с бомбами, с кровью, танками и сотнями жертв, и точка в этом конфликте еще не поставлена... Хотя я предугадал эти события, и львиная доза наших прогнозов сбылась, это меня, конечно, не порадовало. Меня вовсе не радует, что кровь теперь льется в Донбассе, меня не радует, что идет война. Но я понимаю, что в тех условиях, которые в Украине создавались, этот взрыв должен был наступить.

— Из вашей книги можно понять, почему жители Донбасса сегодня так яростно отстаивают свою независимость от Украины?

— У меня львиная доля построена на описаниях бытовых сцен Харькова 1918 года, юга России того периода, на мемуарах местных деятелей, вырезках из местных газет: я пытался описывать бытовые проблемы местных жителей. Я недаром упомянул сегодня во время презентации Геннадия Корбана, который потрясал моей книгой и говорил, что он нашел в ней все ответы на вопросы о причинах нынешних событий. Можно долго говорить о том, что Донецкая республика, Одесская, республика Таврида были созданы искусственно, но… Обратите внимание: вплоть до событий 2013-14-х, если взять любые итоги референдумов с 1991 по 2013 годы, взять карту, наложить на границы этих якобы искусственных государств 1918-19-го годов, то можно убедиться, насколько точно все эти электоральные границы конца XX-начала XXI века полностью совпадают с государственными границами республик Донецкой, Одесской, Тавриды и Украинской. Этот водораздел «двух Украин» имеет глубокие исторические корни. Эти республики были разделом между различными идеологиями, идеями построения государства в будущем.

Все то, что сейчас происходит в Донбассе — решение отложенных проблем. Тех проблем, которые большевики в 1918 году посчитали решенными, но на самом деле, отложили почти на столетие. В моей книге приведена дискуссия о том, нужно ли создавать Донецкую республику, нужно ли, чтобы она была частью Украины или все-таки российского государства. Наложите ее на дискуссии, которые происходили до событий 2013 года на Украине и на то, что происходит там сейчас, и вы удивитесь, насколько точно все воспроизведено сегодня. Поменялись фамилии, а дискуссия о том, что должно быть с этими землями, осталась на том же уровне. Во многом, к сожалению.

— Почему еще в 2011 году книга о Донецко-Криворожской республике так взбесила националистов, что они даже срывали вам презентации и назвали ее «антисобытием года»?

— Для националистов книга оказалась очень неудобной постановкой вопроса. Причем опровергнуть все написанное сложно: сотни страниц книги — это, в основном, документы, цитаты, выписки из прессы со всеми источниками. Кстати, с издательством «Питер» при подготовке нового издания вопросов о публикации источников не возникло: тут прекрасно понимали, что надо обязательно сохранить все ссылки. Когда мы в 2011 году готовили эту книгу в Харькове для украинского читателя, мне говорили: «Это же не научная монография, давайте уберем эти ссылки, столько страниц сэкономим». Я настоял на том, чтобы оставить ссылки на первоисточники, причем некоторые из них я впервые ввел в публичный оборот: они ранее не публиковались. Это было сделано для того, чтобы ни у кого не возникло сомнений, чтобы никто не думал, будто какая-то цитата высосана из пальца. Мне много говорили, что я своей книгой наношу вред, но никто не упрекнул в том, что я придумал какие-то факты или цифры.

Почему эта книга так бесит националистов, национал-коммунистов и сторонников унитарный единой соборной Украины? Я ведь там, ко всему прочему, еще и впервые привел документы, где показано, на каких основаниях не только Донбасс, но и Слобожанщина, Юг России, Харьков, Запорожье, Сумы, Донецк, Луганск вошли в состав Украины. Было четко оговорено три непреложных условия: во-первых, мы соглашаемся стать автономной частью Украины, если она не будет государством, созданным по национальному признаку, если она не отколется от России и если она будет федеративной, то есть, если юго-восток Украины будет автономным субъектом этой федерации. Только на этих основаниях пролетарские республики согласились стать частью Украины. Все эти условия были нарушены, и, конечно, возник вопрос, на который сейчас пытаются дать ответ мятежные республики Донбасса…

— Ваша книга запустила какую-то новую мысль в общую дискуссию вокруг Донбасса?

— Я дал в ней ответы на многие вопросы, развенчал мифы вокруг малоизученной истории Донецкой республики. Донецкая народная республика официально объявила себя историческим преемником Донецко-Криворожской республики 1918 года, использовав в том числе и те факты, которые я привел в своей книге. Я не хочу сказать, что моя книга стала толчком к этим событиям: толчком стал Майдан. Но само собой, та историческая правда, которую я обнародовал, была использована и лидерами ДНР. До этой книги никто не знал даже, в каком году была образована эта республика, я уж не говорю про подробности ее создания. Пока это единственная монография, и ее используют.

— Как думаете, каких масштабов способна достигнуть украинизация страны, которую мы наблюдаем сейчас? Буквально на днях пришли очередные новости: об отмене русского языка в аэропорте…

— Я удивлен, что там вообще оставался еще русский язык в каком-то виде… Украинские националисты всегда, когда они приходили куда-то (сначала в немецких обозах в 1918 году, потом в 1941 году, потом в 1991 году без немецких обозов), старались первым делом искоренить русский язык как то, что связывает эти регионы с Россией. В конечном итоге, вся идея интегрального украинского национализма сводится к одной единственной фразе, сформулированной в 30-е годы: «Геть від Москви!» — «Прочь от Москвы!». Ничего другого за этой идеологией нет. Как сказал публично известный украинский писатель Владимир Яворивский, «Украина была подстилкой Москвы 300 лет, а подстилкой США не была ни одного дня, а стоило бы попробовать». Они не скрывают, что им не нужна Незалежная Украина. Они готовы изучать английский, немецкий языки — только не русский. Готовы и украинский не изучать — пусть будут немецкие вывески, как в 1941 году. Главное — запретить русский язык. Быть подстилкой кого угодно — нацистского рейха, США, Польши, Евросоюза, только Геть від Москви!

Материал на сайте - riafan.ru 

 

 


Комментарии: 0

Пока нет комментариев


Оставить комментарий






CAPTCHAОбновить изображение

Наберите текст, изображённый на картинке

Все поля обязательны к заполнению.

Перед публикацией комментарии проходят модерацию.